Деятельность логопедического пункта
в МКДОУ «Детский сад «Золотой ключик»
В МКДОУ «Детский сад «Золотой ключик» для оказания своевременной помощи детям с нарушением речевого развития функционирует логопедический пункт.
Организация и содержание работы логопедического пункта закреплены «Положением о логопедическом пункте МКДОУ «Детского сада «Золотой ключик».
Целью работы логопедического пункта в дошкольном образовательном учреждении является оказание коррекционной помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной речи, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы детского сада.
В логопедическом пункте МКДОУ «Детский сад «Золотой ключик» работает учитель – логопед высшей квалификационной категории Поздняк Елена Васильевна.
Основными задачами учителя-логопеда в логопедическом пункте являются:
- Своевременное выявление воспитанников с нарушениями речи;
- Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи;
- Предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
- Взаимодействие с педагогами детского сада и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей воспитанников по формированию речевого развития детей;
- Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, охранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;
- Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
- Возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи.
Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения. График работы, расписание занятий и список детей, посещающих занятия в логопедическом пункте, утверждаются директором МКДОУ «Детский сад «Золотой ключик».
В логопедический пункт зачисляются воспитанники 5-7 лет по заключению ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) с речевыми нарушениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- общее недоразвитие речи (ОНР) 4, 3 уровня.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем с нормальным слухом и интеллектом.
Общее недоразвитие речи (ОНР) 4, 3 уровня – это речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР – это нарушение, комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.
Не подлежат приёму в логопедический пункт дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР 1, 2 уровней, дизартрией, алалией и задержкой психического развития).
Родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты ПМПк (психолого — медико-педагогический консилиума) дают рекомендации о прохождении ребенком ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), которая решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения.
В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста. Остальные дети детского сада, достигшие 3-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей для логопедической работы в течение года на ставку учителя-логопеда в детском саду составляет 25 человек. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются дети 6 — возраста. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются дети 5-летнего возраста.
Коррекционная работа учителя – логопеда осуществляется в соответствии с утверждённой «Программой коррекционно-образовательной деятельности по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта», которая составлена на основе:
- Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи». 4-е издание
Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А.В. Лагутина, 2014 г.;
- Программно-методических рекомендаций «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина, 2010 г.;
- Разработок отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.
Основной формой организации коррекционной работы учителя – логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Эти занятия проводятся 2-3 раза в неделю, их продолжительность 15-25 минут.
Длительность обучения ребёнка в логопедическом пункте зависит от степени тяжести речевого дефекта и может составлять от 6 месяцев (ФФНР) до 2-х лет (ОНР).
Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих занятия в логопедическом пункте.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
- проходить лечение, назначенное неврологом;
- выполнять все рекомендации учителя-логопеда;
- обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
- выполнять с ребенком домашние задания учителя -логопеда;
- осуществлять контроль за речью ребенка.
Консультации для родителей всех возрастных групп можно получить у учителя –логопеда каждый четверг с 17.30 до 18.30 часов в логопедическом кабинете.